X
X
I
I
в
с
е
р
о
с
с
и
й
с
к
и
й
ф
е
с
т
и
в
а
л
ь
д
и
з
а
й
н
а
а
р
х
и
т
е
к
т
у
р
ы
и
с
к
у
с
с
т
в
Фото №1
Фото №2
Фото №3
Фото №4
Фото №5
Фото №6
Фото №7
Фото №8
Фото №9
Фото №10
Фото №11
Фото №12
Фото №13
Индустриальный дизайн
Валерий Гарольдович Быстров, Елена Александровна Быстрова

Локомотив – дрезина узкоколейная

ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет»,Студия дизайна транспортных систем Кафедра Индустриального дизайна УрГАХУ

Объектом разработки является универсальная железнодорожная машина, используемая для движения по узкоколейной железнодорожной колее шириной 750 мм и предназначенная для перевозки грузов, доставки путевых ремонтных бригад с необходимыми ремонтными материалами и оборудованием. Машина должна быть сконструирована для длительной работы в отрыве от ремонтных центров и баз снабжения. Локомотив-дрезина тяжёлого класса предназначен для проводки грузовых составов, укомплектованных специальным подвижным составом с вагонами, оборудованными тележками с активным электроприводом, управляемым с головной моторной секции в условиях с большими перепадами высот Представленная железнодорожная машина весь свой жизненный цикл будет применяться в условиях субтропического климата, определяемого повышенной влажностью, на участках дорог со сложными геологическими условиями. Основой композиции служит закрытая кабина машиниста с 3-4-мя дополнительными местами для ремонтной бригады. Кабина машиниста и капсула, в которой размещается дизель-электрический агрегат, располагаются в отдельных объёмах, изготовленных методом выклейки в матрицу из стеклопластика. Кабинный модуль является центром композиции локомотива. Кабина имеет унифицированную модульную стеклопластиковую несущую конструкцию – монокок, хорошо изолирующую поездную бригаду и пассажиров от внешних воздействий. Скошенная передняя часть зрительно задаёт мощное композиционное движение, которое подчёркнуто боковыми бортами платформы за кабиной. На бортах платформы скошенные рёбра-усилители, окрашенные в контрастный чёрный цвет, подчёркивают динамику и мощность дорожной машины (см. рис. вид сбоку). Вырезы в кабине под боковые окна обеспечивают машинисту обзорность , полностью соответствующую ГОСТ Р5551-2013, ГОСТ Р55050-2012, ГОСТ 24790-81. Полости под лобовое стекло и боковые окна увязаны с общей композицией машины. Моторный отсек выполнен в отдельном стеклопластиковом капоте-модуле. Отсек снабжается шумо- и виброизоляцией, автономной системой пожаротушения. Локомотив-дрезина снабжен полным комплектом цветовой и звуковой сигнализации и осветительных приборов. Специфика эксплуатации в условиях тропического леса, где растительность восстанавливается после вырубки за считанные часы, определили некоторые специфические черты, которые нашли отражение во внешнем облике локомотива. Все внешние световые приборы размещены в нишах кабины для защиты от прямого удара ветками. Выхлопные трубы подняты максимально вверх и защищены термоэкранами и снабжены пламегасителями, чтобы не вызвать возгорания при случайном контакте с сухой листвой и ветками. Все эти решения позволили сформировать цельный образ транспортной машины для работы в специфических условиях эксплуатации. Разработка защищена патентом № 120647. Приоритет промышленного образца 27 ноября 2019 г.