X
X
I
I
в
с
е
р
о
с
с
и
й
с
к
и
й
ф
е
с
т
и
в
а
л
ь
д
и
з
а
й
н
а
а
р
х
и
т
е
к
т
у
р
ы
и
с
к
у
с
с
т
в
Планшет №1
Коммуникативный дизайн
Екатерина Сергеевна Тимошенко

Айдентика и продвижение спортивного проекта для людей с ментальными особенностями

Руководитель проекта: Наталья Владимировна Колбина

Уральский государственный архитектурно-художественный университет

По данным Всемирной организации здравоохранения каждый 68-ой ребенок рождается с расстройством аутистического спектра (РАС). Вместе с этим растет и необходимость интеграции людей с РАС в общество, что невозможно без просвещения общественности. Вовлечение людей с особенностями развития в общественную жизнь и является инклюзией. Взаимодействие с людьми и окружающим миром — самое сложное для людей с аутистическим расстройством. На сегодняшний день специалисты в области детского развития в один голос говорят, что для нормальной жизни ребенка с особенностями развития ему необходимо общаться с обычными сверстниками и учиться вместе с ними. Помимо решения проблем социализации людей с инвалидностью, инклюзия учит людей милосердию, пониманию и толерантному отношению к окружающим. Иными словами — делает общество добрее. Именно поэтому так важно существование и развитие инклюзивных проектов и программ. Данная работа посвящена разработке айдентики и продвижения одного из таких проектов в нашем городе «Особый спорт».
Цели: Сформировать позитивное отношение к людям с особенностями развития. Пропаганда здорового образа жизни и ценностей спорта
Задачи: Визуальный язык должен вызывать положительные эмоции в людях: умиление, симпатия, доверие, восхищение, радость, гордость. Подать сложную тему легко и доступно. Подобрать способ коммуникации для каждой адресной группы. Разработать актуальное продвижение
Описание проектной концепции. Спорт — это, в первую очередь, передвижения и перемещения. Однако это не хаотичные движения, а четкий пошаговый путь развития. Спорт тесно связан с понятием дисциплины и порядка, повторением каких-то действий. Помимо этого, спорт становится еще и способом выстраивания коммуникативных связей между детьми. Поэтому необходимо было найти баланс между логикой (спорт, движение, четкие правила, ритм, активность) и эмоциональностью (дети, дружба, добро, искренность, коммуникация). Так появилась концепция, основанная на графике настольных игр-бродилок. Для них характерна линия-траектория движения, по которой движутся фишки-игроки. Как и в спорте, в таких играх есть старт и финиш (а может быть и бесконечное замкнутое движение по кругу), дух соревнования, стремление к победе. Но все же эти соревнования остаются игрой — метафорой беззаботного детства, дружбы, коммуникации. Кроме того, линия движения означает путь развития, путь вперед.
Чтобы лучше понять, как мыслят и что чувствуют дети с особенностями развития, было проведено исследование-опрос для участников проекта. Это также легло в основу концепции —показать мир и, в частности, спорт глазами детей с РАС. Необычные ответы на вопросы стали ценной почвой для графики. В итоге сложилась своеобразная картина мира особых спортсменов.
Логотип. Чтобы сохранить преемственность новый логотип также основан на символике Олимпийских игр. Шрифтовая часть логотипа для эмоциональности выполнена леттерингом. Изобразительная часть отражает концепцию новой айдентики — фрагмент линии движения.
Фирменные цвета и цветовое кодирование. У цветового решения та же логика — пять основных цветов позаимствованы из пяти олимпийских колец, но оттенки взяты более приятные глазу. Каждый из пяти цветов означает свою группу видов спорта
Линии движения. Для каждого вида спорта была разработана своя траектория в соответствии с характером движения. Прыжки на батуте похожи на зигзаги — вверх-вниз-вверх-вниз. Плавание напоминает волну. Траектория лыж, как в слаломе, образует волнообразные повороты. Переориентированный зигзаг в каратэ отражает противостояние и резкие движения. В настольном теннисе и бильярде линия выстраивается согласно движению мяча или бильярдного шара. При этом все линии стыкуются и друг с другом и сами с собой, образуя бесконечное движение вперед.
Носители. Основным приемом в носителях является встраивание логотипа в линию движения. Таким образом, носители тоже могут выстраиваться в одну бесконечную линию. Это отражает идею, что все участники проекта — команда. Их объединяет общая цель, у них один путь. Применяется в футболках, блокнотах. Помимо этого, в некоторых носителях главным образом становятся цитаты детей из опроса. Написанная детской рукой фраза выглядит лаконично, но очень эмоционально. Была разработана магнитная доска-трэкер . Она может использоваться и как трэкер для достижении целей (часто используется в спорте для самомотивации), и как планер для записи тренировок и т.д.
Особое спасибо. В оформлении благодарственных писем тоже работает комбинаторика: линия стыкуется со всех сторон листа. «Особое спасибо» написано детской рукой. Это метафора того, что благодарность, в первую очередь, за оказанную поддержку выражают сами дети.
Особое место. «Особое место»— это знак-маркер общественных мест, символизирующий толерантную среду. Такая наклейка на дверях заведения будет работать и на имидж компании, и на продвижение «Особого спорта». Конструкция знака взята из логотипа. Применяется голубой цвет — всемирный символ аутизма. Так, у людей, знакомых с темой, сразу возникнет верная ассоциация. Сердце — наивный, но эмоциональный и располагающий символ, как и детский почерк.